Голливуд отказался от России
Индустрия кинотеатров пострадала от санкций едва ли не больше других отраслей. Уход с российского рынка голливудских кинокомпаний Universal Pictures, Warner Bros, Sony Pictures, Paramount Pictures, Disney оставил россиян без новинок проката. Теперь ряд громких ожидаемых премьер на большом экране увидеть не получится.
В результате фильмы, прокатные удостоверения на которые были получены еще до событий на Украине, по-прежнему идут в кино. За неимением альтернатив кинотеатры вынуждены растягивать показ голливудских блокбастеров как можно дольше, а также заполнять афишу русскими фильмами и картинами производства других зарубежных киностудий.
А пока кинотеатры пытаются выживать, как могут. Кто-то частично сокращает персонал, кто-то экономит на обслуживании. В Москве, например, некоторые кинотеатры перешли на работу только в выходные дни. Стоит отдать должное представленным в Волгограде сетям — они сохранили скидочные дни в начале недели, когда билеты на любой сеанс стоят максимально дёшево.
На федеральном уровне никакой поддержки кинотеатров на сегодняшний день нет. На региональном она происходит точечно, но пока это только три региона: Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Хочется верить, что эта практика распространится и на другие области, ведь к середине 2022 года количество кинозалов в стране сократилось с 5 704 до 4 996. Тенденция весьма плохая, учитывая тот факт, что в пандемийный 2020-й год закрылся всего 361 кинозал.
От русского кино до футбола
Чем же заполнять график показа без кассовых голливудских картин? Понятное дело, сейчас заметно выросла доля российских фильмов, представленных в кинотеатрах. Те новинки, которым отводилось относительно небольшое количество сеансов, получают куда больше «экранного» времени.
Но сейчас в прокат выходят те российские ленты, которые снимались задолго до изменения геополитической картины мира. В одночасье переориентировать киноиндустрию и поставить на поток российские фильмы невозможно — на производство уходит в среднем год. А что-то показывать зрителям нужно уже сейчас.
Предпринимаются попытки и осваивать показ нового для наших кинотеатров контента. Например, периодически на большом экране предлагают посмотреть футбольные матчи. Суперкубок России между «Зенитом» и «Спартаком» можно было увидеть в кино в том числе в Волгограде.
— Сейчас приходится бороться со снижением общего уровня посещаемости. Это проблема ожидаемая ввиду отсутствия западного контента. Но несмотря на это, есть достойные отечественные фильмы, которые пользуются спросом у зрителей. Также мы практикуем показы трансляций топовых спортивных событий. Безусловно, есть ряд локальных проблем, но пока все они в процессе решения.Кинотеатр «Синема 5 Волгоград»
«Параллельный импорт» в кино — реальность?
Уход ряда зарубежных брендов с российского рынка и приостановка многих иностранных производств решили компенсировать с помощью механизма параллельного импорта — ввоза оригинальных товаров без разрешения на это правообладателя. Возможно ли что-то подобное в случае с кинотеатрами?
— В случаях с кинотеатрами параллельный импорт не работает т. к. специфика отрасли не позволяет его осуществить, — объясняют в сети кинотеатров «Синема 5». — Правообладатель выгружает фильм на сервер кинотеатра, после чего к каждому проектору высылается персональный цифровой ключ, без которого запустить показ не представляется возможным. Поэтому организовать показы западных фильмов в рамках существующего правового поля на сегодняшний день невозможно. Исключением стал показ фильма «Бэтмен», на который 30% кинотеатров страны имели все необходимые подписанные документы и прокатное удостоверение. Ассоциация владельцев кинотеатров плотно взаимодействует с Правительством России в области законодательных инициатив, которые смогут помочь в этом вопросе, если, конечно, будет найдено понимание фатальности ситуации со стороны представителей власти. Мы не унываем!
На днях бывший министр культуры, а ныне спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой предложил подобную меру для спасения кинотеатров в России. По его мнению, нужно рассмотреть вариант параллельного проката или принудительного лицензирования зарубежных фильмов.
Для того чтобы нечто подобное организовать на системном уровне, нужно вносить изменения в законодательство. Сейчас, согласно положениям ст. 146 УК РФ, показ фильмов без лицензии — уголовно наказуемое деяние. Эксперты полагают, что решением проблемы могло бы стать создание специальной организации, которая выдавала бы кинотеатрам необходимые лицензии. Но в любом случае всё это должно быть подкреплено соответствующими положениями в законе.
— Параллельный импорт уже, собственно, начался — в кинотеатрах показы идут, особенно в провинции, — рассказывает Михаил Волошин, генеральный директор компании «Тру Даббинг», специализирующейся на переводе и дублировании фильмов. — До глубинки в текущей ситуации руки у правоохранительных органов дойдут… примерно никогда. А раз есть спрос, будет и предложение. Точно знаю, что как минимум одна пиратская студия работает в этом направлении. Есть «сливы» фильмов из Грузии и Казахстана — там безопасность поставлена не так, как в России. Но этих товарищей, скорее всего, производители рано или поздно поймают.
— До того момента, пока к нам зайдут китайцы (известно, что планы у них есть), и наши снимут достаточное количество нормального прокатного кино (тоже работа идёт, знаю), надо ещё дожить. Да и дальше тоже Голливуд никому не помешает, хотя процентовка его очень сильно уменьшится.Михаил Волошин, генеральный директор компании «Тру Даббинг»
Пожалуй, сейчас для кинотеатров начался самый непростой период, который нужно перетерпеть. Выход из ситуации в любом случае будет найден — загнуться индустрии не дадут. Вопрос лишь в том, какой ценой и сколько на это уйдёт времени.
Свежие комментарии