На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

novostivolgograda

237 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Погодин
    уже не удивляемся ,ждем ещё полеты на небеса! Кто следующий !Разбившийся в Ирк...
  • Leonid PlиGin
    И какие военные конфликты предполагаются в Волгограде?Священников научи...
  • Поля Русс
    Молодцы!дорогие наши Воины!Удачи и сил Вам!Карта боевых дейс...

Репетитор против учителя: как зарабатывают миллиарды на волгоградских школьниках

Услуги репетиторов продолжают оставаться на высоком уровне востребованности. При этом интерес к представителям этой профессии проявляется не только во второй половине учебного года (перед подготовкой к экзаменам), но и в самом его начале. Если лет 10 назад поиском репетиторов озадачивались в основном родители выпускников, то теперь об этом приходится задумываться гораздо раньше, в том числе в начальной школе.

В последние годы доверие родителей к образовательным программам постепенно падает. Всё чаще можно услышать мнение, что нынешние школьники стали мыслить линейно, не углубляются в суть и получают в итоге поверхностные знания, которые быстро улетучиваются.

В конце августа рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) опубликовало рейтинг топ-200 школ по конкурентоспособности выпускников. В него вошли школы, чьи ученики наиболее успешно поступают в лучшие вузы России. В топ-10 этого рейтинга вошли 6 школ из Москвы и по одной из подмосковного Долгопрудного, Санкт-Петербурга, Ростовской и Челябинской областей. Всего в рейтинге 200 учебных заведений, и Волгоградская область представлена там только одним — средней школой № 30 им. Медведева С. Р. с углубленным изучением отдельных предметов (57-е место). Она находится в Волжском. Из Волгограда в этом рейтинге нет ни одной школы. Для города-миллионника это удручающий показатель.

Репетиторы становятся популярнее

По данным исследования экспертов популярного портала объявлений, в Волгограде перед текущим учебным годом спрос на репетиторов для школьников вырос на 31% в сравнении с августом 2021 года. Рост предложения оказался ещё более заметным — количество объявлений от самих репетиторов выросло на 48% по сравнению с прошлогодними показателями. По предметам в тройку лидеров входят специалисты по химии (спрос стал выше на 67%), физике (+38%) и биологии (+28%).

Самые популярные нынче — репетиторы по физике. Они же считаются самыми высокооплачиваемыми — одно их занятие стоит, как правило, 800 рублей. За сеанс по химии придётся заплатить 600 рублей, а за биологию и математику — по 500 рублей. Это средние цены, по факту они могут доходить до 1000 рублей за занятие. Многое зависит от уровня преподавателя и формата проведения. Так, индивидуальные занятия, понятное дело, дороже, чем групповые, а репетитор онлайн дешевле, чем очно.

— При онлайн-занятиях сложность в том, что приходится прилагать чуть больше усилий для удержания внимания ребят, чтобы сделать урок интереснее, — рассказывает репетитор по английскому языку Надежда. — Занятия должны быть более интерактивные. Думаю, в целом обе формы эффективны. Но преимуществом очной формы остаётся личный контакт, присутствие преподавателя и живое общение.

Почему же интерес к репетиторам столь высок? Заслуженный учитель РСФСР и РФ Виталий Грозный из Волжского видит в этом сразу несколько причин. Виталий Николаевич в свои 73 года уже не преподаёт, но занимается со школьниками в качестве репетитора по физике. В этом году его подопечный получил 100 баллов по ЕГЭ.

По мнению Виталия Грозного, на сегодняшних школьников ложится очень высокая нагрузка. Даже в спецклассах в специализированных школах количество часов по физике достигает 10-12 в неделю. Это слишком много, считает Виталий Николаевич, подчёркивая, что расходуются эти часы чаще всего неэффективно.

— Основная причина связана с тем, что учитель обычно работает с небольшой группой активных ребят. А все остальные варятся сами по себе, до них «индивидуальный подход» не доходит, — объясняет Виталий Николаевич. — Но они тоже хотят, чтобы их услышали, чтобы на них посмотрели и увидели, где у них что получается, а что нет.

— Ещё одна острая проблема нашего времени — кратковременная память у детей. Это всё идёт от гаджетов. Если у них возникает вопрос, они моментально «загугливают» и находят ответ. Им не хочется ни думать, ни вспоминать. Поэтому репетитор должен постоянно крутить весь материал. В школе это невозможно, там до сих пор фигурирует принцип «прошли и забыли.Виталий Грозный, заслуженный учитель РСФСР и РФ

Сколько родители тратят на репетиторов?

Мы решили на реальном примере посчитать расходы волгоградской семьи, в которой воспитываются два школьника, один из которых как раз только что выпустился, а второй учится в 7-м классе. У ученика 11-го класса были занятия только по двум предметам — русскому и английскому языку. В первом случае был 1 индивидуальный урок в неделю по 1 000 рублей каждый. Во втором — групповые занятия 2 раза в неделю (2 500 рублей в месяц). В общей сложности за учебный год ушло 61 500 руб.

С 7-классником всё оказалось ещё дороже. Из-за того что преподаватели по некоторым предметам не оправдывают ожиданий родителей (с точки зрения педагогического подхода к ученикам), по ним было решено заниматься дополнительно. В общей сложности вырисовывалась следующая картина:

  • русский язык (1 раз в неделю по 500 рублей за занятие);
  • английский язык (1 раз в неделю по 500 рублей занятие);
  • физика (1 раз в неделю по 500 рублей за занятие);
  • математика (1 раз в неделю по 1 000 рублей за занятие);
  • немецкий язык (факультативно, для себя) — 1 раз в неделю по 500 рублей.

В сумме получается 117 000 рублей. А за обоих детей из семейного бюджета за учебный год выпало 178 500 рублей. Даже если попытаться сэкономить и максимально ужаться, то при занятиях по двум предметам по одному разу в неделю по 500 рублей за урок, придётся потратить порядка 36 000 рублей за учебный год на одного ребёнка. Нагрузка на родительский кошелёк даже при таком раскладе не кажется маленькой. А какое при этом бремя ложится на детей, у которых почти не остаётся свободного времени, страшно представить. И ведь это касается не только выпускников.

— В последние годы аудитория помолодела. Раньше это были в основном 11-классники, а сейчас всё чаще обращаются и 9-, и 8-, и даже 7-классники, — признаётся заслуженный учитель РФ Виталий Грозный. — Спрос однозначно увеличивается. Родители понимают, что настоящее образование можно получить только с помощью репетитора. Но это неправильно. Почему родители должны дополнительно деньги тратить, чтобы их ребёнок получил достойное образование и мог потом быть конкурентоспособным?

Рынок репетиторов — это миллиарды!

Попробуем оценить весь рынок услуг репетиторов в Волгограде на вышеописанном примере. В областном центре в 2022 году за парты сели чуть более 100 тысяч школьников. Первоклассников, а их — 11 тысяч, считать не будем, ибо это совсем моветон — напрягать их занятиями с репетиторами. Остается 89 тысяч учащихся средних школ.

Допустим, что каждый из них пользуется услугами хотя бы 1 репетитора 1 раз в неделю по средней цене за занятие 750 рублей. Не сложно подсчитать, что ежемесячные траты на одного репетитора в месяц составят 3 260 рублей, а за весь учебный год — 29 300 рублей (конечные результаты здесь и далее мы округляем).

Вполне логично предположить, что не все школьники пользуются дополнительными платными занятиями вне учебного заведения. Но, как показывает наш пример, огромное количество учеников пользуются услугами репетиторов сразу по нескольким предметам. Так что допущение «один репетитор на одного ученика» вполне уместно.

В итоге получаем, что годовой рынок репетиторов по самым скромным подсчетам оценивается в Волгограде в 2,6 млрд рублей. Как правило, эти средства идут, что называется, «мимо кассы». То есть большинство репетиторов работает по серой схеме, не регистрируясь в качестве ИП или самозанятых. Легальный учебный бизнес в индивидуальном порядке ведут немногие педагоги. На весь регион по данным Волгоградстата зарегистрированы 583 индивидуальных предпринимателя, ведущих деятельность в сфере образования. Но это, в том числе, и дополнительное образование, и высшее.

Вклад в образование: что с ним не так?

Если посмотреть на сферу образования в регионе более широким взглядом, то всё вроде бы должно быть хорошо. С точки зрения инфраструктуры в школах Волгоградской области многое в последние годы меняется к лучшему. Реализуются региональные и федеральные проекты, регион активно участвует в нацпроекте «Образование».

- В регионе строятся новые детские сады и школы, модернизируются уже имеющиеся объекты — внимание уделяется как городским, так и сельским школам; обновляются центры дополнительного образования и спортивные залы, пополняется школьный автопарк.комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области

За последние годы в Волгоградской области появилось 6 новых школ, в том числе три из них рассчитаны на тысячу учеников каждая. Сейчас в регионе строятся ещё 7 учебных заведений общей численностью 6,5 тыс. мест.

- С момента старта губернаторской программы обновления материально-технической базы образовательных учреждений, в зданиях 616 школ установлены новые пластиковые оконные блоки, в 307 отремонтированы кровли, в 250 — заменено освещение, в 133 — благоустроены пришкольные площадки, — рассказывают в региональном комитете образования, науки и молодёжной политики. — В этом году на подготовку школ выделено 600 млн рублей: кровли поменяли ещё в 156 среднеобразовательных учреждениях, в 61 школе благоустроили пришкольные территории, в 106 обновили освещение, в 455 — оконные блоки.

Большое внимание уделяется и материально-техническому обеспечению. На базе сельских школ открываются центры цифрового, гуманитарного и естественно-научного профилей «Точка роста». Популярностью пользуются школьные кванториумы — инновационные площадки-технопарки для теоретических и практических занятий юных инженеров.

Три года назад открылся региональный центр выявления и поддержки одаренных детей «Волна», возобновил работу после реконструкции городской детско-юношеский центр, который посещают более 5 тыс. школьников, занимающиеся по 110 развивающим программам. А в прошлом году в Волгограде появился центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников.

В большей степени все эти преобразования направлены именно на инфраструктурную составляющую, тогда как непосредственно качество учебного процесса остаётся если не совсем за бортом, то и не в эпицентре внимания.

В этом смысле резонно провести аналогию с медициной, где, даже имея суперсовременное оснащение больницы и высококлассных врачей, не всегда можно рассчитывать на качественное лечение пациентов. Если, к примеру, доктора будут регулярно отвлекаться на прикладные обязанности, в то время как в коридорах начнут скапливаться очереди, на лечение людей у них не будет оставаться ни времени, ни сил. Остановимся на этом чуть подробнее.

Болевые точки системы образования

Одним из главных негативных факторов в российской системе образования с точки зрения экспертов является искусственная вовлечённость педагогов в околоучебный процесс и связанная с этим бумажная (и не только) волокита. Так, вместо того чтобы больше времени уделять непосредственно занятиям со школьниками, учителя вынуждены заполнять кучу отчётов, рейтингов, забивать голову различными документами. Всё это занимает много времени, а на деле не даёт нужного эффекта.

Ещё одна серьёзная проблема — повышенная нагрузка на учеников. Ребят загружают по полной программе, начиная с младших классов. Им раньше времени вводят какие-то предметы, ставят порой до 6-7 уроков в день, а выходной зачастую бывает только в воскресенье. В этом смысле дополнительные занятия с репетитором могут ещё больше усугубить ситуацию, так как это опять-таки лишняя нагрузка на ребёнка. Тут нужен особый подход, чтобы школьник не воспринимал занятие как ещё один урок, а видел в нём возможность отвлечься и при этом узнать что-то новое.

Помимо замороченных учебных планов и повышенной нагрузки, в системе образования есть ещё одно слабое звено — школьные учебники. По ним нет должного единообразия, что доставляет очень много неудобств не только школьникам из разных регионов (например, при переезде в другой город), но порой даже внутри одного населённого пункта, где в школах могут отличаться учебники по отдельным предметам.

Точек приложения усилий для улучшения качества образования, как мы видим, хватает. В этой работе важно, с одной стороны, унифицировать ряд основополагающих вещей, создать крепкий базовый фундамент, а с другой — проявлять гибкость и быть готовым и в дальнейшем что-то менять в стремлении к лучшему. Но если в будущем мы хотим видеть грамотное поколение специалистов, нужно уже сейчас правильно реагировать на все тревожные звоночки и искать оптимальный подход к решению проблем в сфере образования.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх