По неофициальным данным, выручка у российских ТЦ только с марта по апрель 2022 года упала на 20%. Волгоградские торговые центры пока не спешат рассказывать, как у них обстоят дела, но посетители и сами видят, что ситуация ухудшилась. Что на нее повлияло и чего ожидать покупателям, рассказали эксперты.
Какие известные бренды ушли, а какие вернулись?
В марте и начале апреля в российских торговых центрах, волгоградских в том числе, по очереди стали закрываться такие зарубежные магазины одежды сегмента «масс маркет», как H& M, Mango, UNIQLO, Pull& Bear, Uterqüe, Oysho, Zara, Stradivarius, Bershka, Adidas, Cropp, Reserved, House, Mohito, Sinsay и не только. С этого момента число посетителей ТЦ резко упало, зазвенели тревожные звоночки: владельцы торговых центров забеспокоились, что начнут меньше зарабатывать на аренде площадей.
— Это были ключевые арендаторы для торговых центров, — отмечает предпринимательница, владелица шоу рума в одном из волгоградских ТЦ Инна Плотникова. — Конечно, это все выглядело тревожно, ведь местных магазинов одежды в городе, конечно, предостаточно и они были бы не против прийти на место закрывшегося условного H& M, но такую дорогую аренду они не потянут. К тому же открыть магазин в ТЦ — удовольствие не дешевое не только из-за аренды: нужно еще потратиться на отделку, зонирование и прочие вещи, которые должны соответствовать требованиям пожарной безопасности и торгового центра, т. е. это не просто повесить табличку и привезти стеллажи с одеждой.
Отметим, что с конца мая снова заработали магазины Cropp, Reserved и House, которыми владеет польская компания LPP Group. Однако она решила все же уйти из России, продав бизнес китайским инвесторам. Последние не могут использовать товарные знаки и бренды польского производителя, поэтому бренд Reserved будет работать под новой вывеской Re, Mohito — M, а Sinsay — «Син». Ожидается, что подобная история может произойти и с магазином Zara.
— Я любила раньше посещать Sinsay в ТРЦ «Акварель», — отмечает любительница шопинга, волгоградка Анна Кузнецова. — После открытия магазина тут же помчалась в него, чтобы посмотреть, что с ним стало. Пока ничего сильно не изменилось: ассортимент тот же, цены примерно аналогичные. Ключевое слово «пока». Сейчас магазин будет продавать остатки, но не понятно, что будет, к примеру, осенью?
Отметим, что в упомянутой «Акварели» из зарубежных магазинов сейчас открыты еще Koton и Befree. На официальной страничке ТЦ в соцсети покупатели то и дело спрашивают, когда откроется Zara, но владельцы торгового центра и сами не знают этого, поэтому вежливо предлагают посетить альтернативные магазины — российские Zarina, Sela, Incity и Gloria Jeans, однако некоторые покупатели от такого предложения категорически отказываются.
В Ворошиловском торговом центре покупателям официальный аккаунт ТЦ в соцсетях предлагает посетить Ostin, LIMÉ, New Yorker, «Твое», DOROGOBOGATO, а также заглянуть в «Спортмастер» за новой коллекцией Adidas.
Zara, Massimo Dutti и Pull& Bear, Oysho, Bershka, Stradivarius по-прежнему закрыты в волгоградских торговых центрах. Они входят в группу компаний Inditex, которая ранее приостановила работу в РФ из-за событий на Украине. Однако недавно россияне с удивлением узнали, что теперь одежду от H& M, Zara, Massimo Dutti и Pull& Bear можно без проблем купить на Wildberries. Российские покупатели уже даже успели окрестить этот ход конем со стороны зарубежного производителя лицемерием.
Что происходит с фудкортами и кинотеатрами?
Как отмечают предприниматели, фудкорты — важная составляющая любого торгового центра, на одних только магазинах одежды в современной экономике не выедешь. С уходом McDonald’s, посетителей на них, конечно, стало меньше, не зря же американский бренд долгие годы считается № 1 по выручке среди всех общепитов в России. Однако никуда не делить его злостные конкуренты KFC и Burger King.
— После закрытия McDonald’s у нас выручка серьезно увеличилась, — рассказывает продавец одной из точек общепита в «Акварели». — Люди привыкли к нему и идут в него по привычке, не интересуясь другими заведениями. Теперь посетители торгового центра с интересом обходят оставшиеся общепиты. Кстати, у многих в меню есть все те же картофель фри, бургеры, наггетсы, приготовленные качественно.
Кинотеатрам сейчас приходится тяжелее всех. Сначала по ним как будто катком проехались ковидные ограничения, а потом из проката ушли зарубежные фильмы, а ходить на российские волгоградцы не горят желанием. Похожая ситуация сейчас во многих российских кинотеатрах. В Москве уже начали закрываться некоторые из них, а в Петербурге решили урезать расходы — работать по выходным и экономить на работе сплит-систем. Усугубляет ситуацию и то, что традиционно лето — это «сезон блокбастеров», когда доля голливудского контента составляет практически 97%, российские же крупные релизы выходят осенью, а самые сильные — под Новый год. Некоторые эксперты считают, что российским производителям кино понадобится как минимум год, чтобы хоть частично заменить голливудское кино, а пока кинотеатры уповают только на поддержку государства: субсидии, налоговые послабления, льготы и т. п.
Кто займет пустующие площади в ТЦ?
Аналитики Knight Frank подсчитали, что если РФ покинут все 160 торговых сетей, объявивших к апрелю о временной приостановке работы, ТЦ потеряют до 70% выручки. Уже понесенные потери предприниматели пока не разглашают. По неофициальным данным, выручка у российских ТЦ только с марта по апрель 2022 года рухнула на 20%, сообщал в СМИ вице-президент Союза торговых центров России, Белоруссии и Казахстана Павел Люлин.
От закрытия магазинов зарубежных брендов пострадали и другие торговые точки. Ушедшие с рынка fashion-бренды были якорями в торговых центрах, привлекали трафик для остальных магазинов и ресторанов. Когда иностранные ритейлеры закрыли магазины, упала посещаемость и обороты у остальных арендаторов.
В теории часть освободившихся площадей могли бы занять новые для РФ бренды из «дружественных» Турции, Ирана и Китая. Кстати, на КНР российские покупатели возлагали особенно большие надежды, однако те пока весьма осторожны и проявляют сдержанный интерес к нашему рынку, видимо, боясь рисковать и попадать под западные санкции.
Волгоградский политолог Александр Сайгин отмечает, что такими темпами вместо магазинов в ТЦ скоро появятся медицинские клиники, досуговые центры для пенсионеров или даже отделения «Почты России».
Предприниматель Алексей Вересов считает, что торговым центрам, чтобы удержать посетителей, придется переориентироваться на развлекательный формат: у большинства ТЦ в основе концепции лежит стандартная схема — ориентация на трафик, сгенерированный якорными арендаторами — зарубежными магазинами одежды. Именно эти торговые точки занимают большую площадь в торговых центрах. Но популярные H&M, Zara и прочие уходят, такой же мощной альтернативы им сейчас нет.
- Тут еще нужно учесть тот факт, что ТЦ еще до санкций стали терять интерес у посетителей, устаревать, а теперь и подавно. Люди сейчас станут еще чаще покупать одежду в онлайн-магазинах, где подешевле. Нужно еще понимать, что немалую часть посетителей ТЦ составляют представители поколения Y, которые не нацелены на активное потребление вещей. Они охотней покупают услуги, развлечения. Они нередко предпочитают питание и проведение досуга вне дома, в ресторанах быстрого обслуживания, кафе и т. п. Подростки из поколения Z тоже перестают быть шмоточниками. Они приходят в торговые центры потусить — посидеть с друзьями на фудкорте и т. п. ТЦ придется переформатироваться, нацелиться на создание зон, в которых посетители смогут отдохнуть, развлечься, получить новые эмоции, занять себя.
Он также отмечает, что зарубежные предприниматели видят перспективу в превращении торговых центров в многофункциональные комплексы, в которых посетитель, не выходя из здания, решает сразу несколько проблем. В рамках нее в ТЦ могут появиться офисы, отделения «Почты России», МФЦ, банков, салоны красоты и даже гостиницы.
Свежие комментарии