Центр изучения потребительского поведения Роскачества вместе с Аналитическим центром НАФИ провели опрос среди населения на тему качества продукции. Оказалось, что в среднем каждый третий респондент этой весной заметил, что привычные продукты стали хуже. Так, 33% опрошенных заметили ухудшение качества колбасных изделий, 25% оказались недовольными консервами, а 21% — молоком.
Ещё 20% опрошенных заявили, что им теперь не нравятся овощи, а по 19% высказали претензии к качеству кондитерских изделий, фруктов, кофе, алкоголя, хлеба и хлебобулочных изделий.Доверяй, но проверяй
Сложные времена ставят производителей перед выбором — либо сохранить технологию выпуска продукции (что неминуемо скажется на её цене и почти наверняка отпугнёт потребителя), либо частично экономить. В стремлении к снижению себестоимости производства предприятия идут на самые разные ухищрения, начиная от упрощения некоторых технологических процессов и заканчивая экономией на сырье.
Конечно, в ряде случаев обеспечивать прежний производственный цикл не получается ввиду объективных факторов — проблем с поставками материалов, отсутствием запчастей для работы оборудования и т. д. Как следствие, производители либо ищут альтернативные варианты (и зачастую сразу не находят), либо не ищут и предпочитают добиваться экономии другими способами.
Этой весной волгоградцы стали замечать, что качество многих продуктов стало заметно ухудшаться. Даже с теми брендами, которые они привыкли покупать, будучи уверенными в их качестве, происходит что-то не то. Так, гречку порой приходится перебирать тщательнее, чем раньше, сыр местами стал мягче и менее насыщенным по вкусу, а в мясные продукты всё чаще подмешивают сторонние ингредиенты.
— В каждый вид мясной продукции должно добавляться определённое мясо. По факту же сейчас туда сваливают всё, что приходится. А дешёвые сорта мяса выдаются за более дорогие. С молоком всё и того хуже. К сожалению, мы возвращаемся к старым советским жуликоватым уловкам с фальсификацией продуктов питания.Андрей Прошаков, волгоградский фермер
— Всегда покупали мясо и мясную продукцию одного и того же производителя, устраивало соотношение цена-качество, — рассказывает волгоградка Валентина. — Но в последние месяцы начали замечать, что в фарше стало заметно больше жира, а в полуфабрикаты вообще непонятно что добавляют, даже вкус изменился.
Как не обжечься на молоке
Отдельное поле для выявления некачественной продукции — молочная отрасль. По данным Роскачества, если в предыдущие годы товаров с признаками фальсификации было крайне мало, то в последнее время ситуация коренным образом поменялась. В частности, из 69 исследованных марок молока у 16 были найдены фитостерины, которые говорят о фальсификации растительными жирами.
Некоторые производители молочной продукции стали грешить снижением массовой доли жира ради уменьшения себестоимости производства. Так, у нескольких брендов при заявленной доле в 3,2% по факту оказывалось от 2% до 2,9%. И если раньше такие случаи были единичными, то сейчас вырисовывается очевидная тенденция. А лидерами по числу нарушений при производстве молочной продукции стали предприятия Московской области и Краснодарского края.
Сведения о выявленных нарушениях при производстве в дальнейшем направляются не только в контрольно-надзорные органы, но и ритейлерам, чтобы у них тоже было понимание того, какую продукцию не стоит держать на прилавках.
Упакуйте, пожалуйста
Из-за санкций остро встал вопрос упаковки продукции, причём как раз молочной — чуть ли не в первую очередь. Минсельхоз и Минпромторг даже создали рабочую группу, которая занимается поиском решения этой проблемы. Уже в июне должно запуститься производство отечественного картона для упаковок молочной продукции объёмом 0,2 л.
В то же время шведско-швейцарский холдинг Tetra Pak не уходил из России, и принимаемые меры в данном случае больше носят превентивный характер. Да, сейчас наблюдаются определённые перебои с поставками, но завод компании в Московской области работает и старается обеспечивать упаковочным материалом производителей. Правда, для кисломолочной продукции там упаковки не делали, поэтому сейчас идут попытки наладить их поставки из Китая.
Масла в огонь подливает и обновлённый закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым за утилизацию упаковки теперь должны отвечать её производители, а не те, кому они её продают. Это требование создаёт дополнительные барьеры для отрасли, где и так российских производителей немного, и закрыть все существующие потребности они не в состоянии. В перспективе это может ещё сильнее осложнить ситуацию с дефицитом упаковок в стране.
Размер всё ещё имеет значение
Характерным признаком стремления снизить себестоимость производства продукции является новая волна так называемого даунсайзинга. В погоне за выгодой производители намеренно уменьшают размер упаковки или объём продукции в ней. Покупатель видит примерно ту же цену, что и раньше, и у него создаётся иллюзия стабильности.
К такому приёму начали прибегать ещё несколько лет назад. Тогда появились бутылки молока объёмом по 950 мл, пива по 0,45 л, шоколад по 85-90 г, крупы по 900 г в пачке и т. д. Теперь же эта тенденция развернулась с новой силой. Молоко уже продаётся объёмом по 930 мл, а то и 900 мл, в пакетах и вовсе встречаются варианты по 800 мл. В прежней упаковке сока теперь 0,95-0,97 л, банку сметаны уменьшили с 315 до 300 мл, макароны всё чаще встречаются по 400 г вместо прежних 450 г, а сливочное масло уже появляется в брикетах по 150 г вместо 180 г.
Трюки с уменьшением веса коснулись даже хлеба. Особенно часто производители стали хитрить с батонами. Вместо стандартных 400 г на полках теперь частенько лежат варианты по 350 или даже по 300 г. А уж с порошкообразными веществами — вообще мрак. Например, с кофе и какао такие вещи происходят чуть ли не через раз. Та же история со средствами для стирки, особенно с жидкими, где вообще имеется куча вариантов с объёмами.
Есть или не есть?
Как же быть покупателям, которые столкнулись с тем, что привычные им продукты стали другими. Пожалуй, тут стоит оценивать каждую ситуацию индивидуально. Можно мириться с этим, можно пытаться искать альтернативу в том же ценовом диапазоне или обратить внимание на более дорогой сегмент.
«Каждый производитель дорожит клиентами и репутацией, — говорит гендиректор мясоперерабатывающего комбината „Полянское“ Юрий Дмитриенко. — Если говорить о монополистах мясного рынка, то у них есть в линейке премиум-сегмент, продукция средней категории и бюджетная — соответственно, качество в каждом случае будет разным. А вообще у пищевиков есть термин „безопасность продукции“, и сейчас на производстве больше внимания уделяется именно этому фактору, поскольку есть ответственность вплоть до уголовной за здоровье потребителей».
Если говорить о возможных нарушениях рецептуры, а именно об изменениях соотношения ингредиентов или даже их подмене на какие-то более дешёвые аналоги, то рано или поздно такой производитель рискует нарваться на крупный штраф со стороны контролирующих органов — минимум в несколько сотен тысяч рублей. А для крупных игроков рынка это ещё и удар по репутации.
— Тот, кому дорого имя, старается держать марку и сохранять качество, при этом больше занимаясь коммерцией. Например, дешевле покупать сырьё, торговаться, участвовать в тендерах, вести переговоры с торговыми сетями на тему повышения цен или запуске совместных акций.Юрий Дмитриенко, генеральный директор МПК «Полянское»
Вот только насколько добросовестно надзорные органы исполняют свои обязанности в отношении безопасности продукции? Хотелось бы в таких вопросах избавиться даже от тени сомнений, но в нынешних реалиях это не очень получается. Ну а самим волгоградцам пока остаётся лишь решать для себя внутреннюю дилемму и покупать ту продукцию, которой они действительно доверяют.
Свежие комментарии