На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

novostivolgograda

237 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Погодин
    уже не удивляемся ,ждем ещё полеты на небеса! Кто следующий !Разбившийся в Ирк...
  • Leonid PlиGin
    И какие военные конфликты предполагаются в Волгограде?Священников научи...
  • Поля Русс
    Молодцы!дорогие наши Воины!Удачи и сил Вам!Карта боевых дейс...

Конец покрышечных лебедей: когда Волгоград избавят от «шинного» благоустройства?

Экологи неоднократно указывали, что крашеные покрышки во дворах вредят окружающей среде, а урбанисты считают, что «ЖЭК-арт» попросту уродлив. Теперь у них появился новый веский аргумент: с июля в России действует закон, предусматривающий штрафы за использование отработанных шин для благоустройства. «НовостиВолгограда.ру» выяснили, чем вредны «покрышечные лебеди» и когда от них избавят волгоградские дворы.

Лебеди и чебурашки вышли за рамки закона

Так называемый «ЖЭК-арт» с использованием старых покрышек окончательно признан нелегальным в соответствии с поправками, которые внесли в июле в КоАП РФ и ст.51 Федерального закона «О защите окружающей среды». Поправки в КоАП вступили в силу с 1 сентября: новая редакция кодекса фактически запрещает закапывать отработанные покрышки в землю (полностью или частично), делать из них заборы и ограждения, использовать в развлекательных целях или для изготовления арт-объектов.

Отныне все лебеди, солнышки, чебурашки и прочие самодельные скульптуры из покрышек в волгоградских дворах – вне закона. Их полагается ликвидировать: на это авторам «ЖЭК-арта» даётся год после первого предупреждения. Вообще-то правовые основания для борьбы с «наивным благоустройством» были и раньше – Росприроднадзор ещё в 2017 году принял приказ, запрещающий размещать старые покрышки во дворах жилых домов.

Отработанные автомобильные покрышки в соответствии с Федеральным законом №89-ФЗ и приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года №242 являются отходами производства и потребления и относятся к IV классу опасности. В соответствии с п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещается в том числе размещение отходов I-IV классов опасности в местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. Таким образом, отработанные автомобильные покрышки запрещены для использования в целях благоустройства, – говорится в официальном ответе Управления Росприроднадзора по Волгоградской области на запрос, который отправляли активисты из Волжского по поводу «покрышечного благоустройства».

Комитет экологии и природных ресурсов Волгоградской области тоже неоднократно подтверждал, что применять покрышки для «наивного благоустройства» нельзя. Так что закон, в сущности, остался прежним – просто теперь у властей Волгограда есть чётко прописанные основания для полной зачистки всех дворов от «ЖЭК-арта».

Детские воспоминания против научных фактов

У «наивного благоустройства» есть свои поклонники. Они утверждают, что печально известные покрышечные лебеди, качели из шин и прочее «народное творчество» – это особый пласт российского быта, который отражает попытки простых людей сделать мир вокруг немного менее серым и дать выражение своим творческим порывам. Но в этих рассуждениях больше сентиментальности и детских воспоминаний, чем логики.

Да, все в детстве по покрышкам прыгали, все были живы и здоровы… но это не аргумент. Покрышки, отработавшие свой ресурс – это отходы, а отходы должны быть утилизированы. Другого варианта нет. Нужно освободить от них дворы, потому что экология и в Волгограде, и в Волжском не очень хорошая. Зачем увеличивать на неё нагрузку за счёт такого непонятного «благоустройства»? – задаётся вопросом общественный активист Алексей Герасимов, координатор сообщества «Мне не всё равно! Волжский».

По словам экологов, старая автомобильная резина остаётся опасной для природы как минимум три года – за это время вредные вещества, которые в ней содержатся, могут загрязнить почву в радиусе до 50 метров и проникнуть в грунтовые воды. На полное разложение покрышек уходит 100-130 лет. Они содержат фенолы, бенз(а)пирен и другие опасные соединения, которые накапливаются в земле, воде и человеческом организме. Так что присмотритесь внимательнее к покрышечному лебедю в своём дворе: это не милая примета ушедшей эпохи, а медленный убийца.

Сжигать покрышки ещё вреднее: тогда в воздух сразу попадёт большое количество токсичного дыма. Смолы, входящие в состав шин, при сгорании могут вызывать астму, конъюнктивит и даже рак. Попытка сжечь старые покрышки обойдётся обычному волгоградцу в 1-2 тысячи рублей штрафа, а юрлицу или ИП – значительно дороже. Если из-за таких действий погибнут животные или птицы, ответственность может перерасти из административной в уголовную.

Некоторые защитники шинного «ЖЭК-арта» ссылаются на ГОСТ, который допускает повторное использование старых покрышек экологически безопасным способом. Действительно, переработанные шины можно применять в строительстве: например, резиновую крошку иногда добавляют в асфальт для увеличения его прочности. Раньше даже разрешалось использовать целые покрышки при возведении набережных, но вот про благоустройство дворов в документе нет ни слова – так что попытки убедить надзорные органы, что заборчик из покрышек в вашем палисаднике якобы укрепляет берег Волги, обречены на провал.

Выкопать и покрошить

Во многих странах есть специальные контейнеры для сбора отработанных шин. У нас их пока немного – около четырёх сотен на всю Россию. Поэтому автомобилисты, которым некуда девать использованные шины, решают проблему, как могут. Правильнее всего сдавать покрышки на вторсырьё, но многие до сих пор выбрасывают их в ближайший овраг или превращают в «ЖЭК-арт».

Велик соблазн отнести использованную резину на помойку, но и этого делать не нужно. Регоператор призывает волгоградцев не оставлять старые шины на контейнерных площадках: по закону размещать покрышки на полигонах для сбора ТКО попросту нельзя.

Деятельность регионального оператора осуществляется только в отношении твёрдых коммунальных отходов. Если нам поступит обращение по поводу вывоза покрышек, мы его рассмотрим – компания «Ситиматик-Волгоград» участвует в совместных акциях с администрацией и облкомприроды. Но сами мы не можем инициировать такой процесс, потому что у нас немного иной вид деятельности. Этого вида отходов нет в нашей лицензии, и наши полигоны не имеют права его принимать, – пояснила Анастасия Сергеева, экологический активист и руководитель департамента по связям с общественностью регоператора ООО «Ситиматик-Волгоград».

Волгоградцы, которые хотят сдать использованные шины на переработку, могут сделать это самостоятельно: Волжский регенератно-шиноремонтный завод принимает старые покрышки круглый год. Для этого организована специальная площадка. Старую авторезину на предприятии превращают в мелкую крошку, из которой потом делают мягкие покрытия для детских и спортивных площадок.

Сейчас мэрия Волгограда совместно с областным комитетом экологии и ООО «Ситиматик-Волгоград» предпринимает первые шаги для очистки города от старых шин. В июле администрация, комитет и Волжский регенератно-шиноремонтный завод подписали трёхстороннее соглашение о постепенном вывозе покрышек на переработку. В августе из трёх районов областного центра в Волжский доставили порядка двух тысяч отработанных покрышек. К программе намерены подключиться город Волжский и пять районов региона. Регоператор по обращению с отходами готов помочь с предоставлением транспорта.

Речь идёт в основном о шинах, найденных на нелегальных свалках, но среди них попадаются и остатки «наивного благоустройства». Представители ООО «Ситиматик-Волгоград» отмечают, что некоторые покрышки, которые вывезли в Волжский во время последней акции, были ярко раскрашены. Возможно, их доставили из детских садов, где «ЖЭК-арт» искореняют в первую очередь.

Чиновников завалят шинами

Пока что вялотекущая работа по ликвидации «шинных кладбищ» и «ЖЭК-арта» идёт только в Волгограде и Волжском. По словам общественников, власти Волжского начали решать проблему с 2018 года. Инициатива шла снизу, от неравнодушных горожан, которые направляют жалобы на «покрышечное благоустройство» через электронный ресурс «Волжский дозор». Чиновники мало-помалу очищают город от «ЖЭК-арта», но процесс идёт медленно.

Было несколько заседаний в городской Думе, было написано много обращений в разные органы – в результате нам удалось сподвигнуть администрацию города включиться в этот процесс. В 2019 году по нашим заявкам освободили от покрышек все детские сады и школы Волжского. В 2019-2020 годах где-то по десятку дворов также очистили от покрышек – негусто, потому что было небольшое финансирование, – рассказывает волжский общественник Алексей Герасимов. – В этом году пару дворов освободили от покрышек, но потом всё застопорилось. Обещают до 30 ноября убрать шины из тех мест, на которые мы указали в обращениях на «Волжском дозоре». У нас есть дворы – настоящие кладбища покрышек, и местные власти до последнего не хотели ими заниматься.

Активисты рассчитывают, что ситуация улучшится, когда Волжский войдёт в единую программу по переработке шин – за счёт областного финансирования дело должно пойти быстрее. Волгоградские общественники также надеются, что борьба с «ЖЭК-артом» продолжит набирать обороты: чиновникам поступает всё больше жалоб на «шинный беспредел».

Активист штаба ОНФ в Волгоградской области и координатор проекта «Генеральная уборка» Константин Глушенок отмечает, что избавление волгоградских дворов от «ЖЭК-арта» – лишь малая часть работы, которая необходима для очистки города от покрышечных залежей. И хотя новые нормы законодательства должны повлиять на ситуацию, без усилий со стороны властей проблему решить не удастся. Параллельно с вывозом шин из дворов придётся найти управу на полулегальные шиномонтажные предприятия, которых по-прежнему много в областном центре.

Эта проблема является не просто острой, а острейшей, потому что покрышки везде, не только во дворах. В любой ложбине или балке их невероятное количество. Почему так случилось? Прежде всего, это существенная недоработка городских властей. «Залежи» из отработанных покрышек – это последствия деятельности любой шиномонтажки, а любая шиномонтажка – это непонятно какое водоотведение и зачастую не заключённые с регоператором договоры на вывоз мусора, – считает активист областного штаба ОНФ Константин Глушенок. – Так что это недоработка властей города и районных администраций. У них долгие годы не было чёткой политики в этом вопросе. Без активной, прагматичной, наступательной позиции администрации проблему решить нельзя – здесь нужны усилия городской власти.

Общественники полагают, что основная работа по очистке Волгограда от «шинного благоустройства» начнётся после выборов в Госдуму, когда городская администрация с высокой вероятностью обновится. Это будет самое подходящее время для того, чтобы чиновники, активисты и учёные сели за стол переговоров и наконец-то договорились о совместном решении накопившихся в городе экологических проблем.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх