На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

novostivolgograda

237 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Погодин
    уже не удивляемся ,ждем ещё полеты на небеса! Кто следующий !Разбившийся в Ирк...
  • Leonid PlиGin
    И какие военные конфликты предполагаются в Волгограде?Священников научи...
  • Поля Русс
    Молодцы!дорогие наши Воины!Удачи и сил Вам!Карта боевых дейс...

Битва за память: почему в Волгограде не узаконят статус детей военного Сталинграда?

В канун 9 Мая корреспондент «НовостиВолгограда.ру» решил выяснить, почему статус детей военного Сталинграда на практике не даёт никаких существенных льгот и до сих пор не утверждён на федеральном уровне.

Отношение к детям военного Сталинграда со стороны чиновников всегда было неоднозначным – люди, которые выжили в совершенно нечеловеческих условиях, но при этом не принимали участия в боевых действиях, на всех официальных мероприятиях остаются в тени ветеранов-фронтовиков. Хотя тем, кто перенёс тяготы Сталинградской битвы, будучи ребёнком или подростком, приходилось не менее тяжело, чем непосредственным участникам сражения. Юные сталинградцы пережили бомбёжки и голод. Некоторые из них до сих пор с содроганием вспоминают, как питались горелой мукой с разрушенной мельницы Гергардта или совершали вылазки за водой, пробираясь по заваленными трупами и обломками кирпича улицам. Но на старости лет дети военного Сталинграда вынуждены вести новую битву – бесконечный и неравный бой с чиновничьим безразличием.

Безрезультатные попытки приравнять детей Сталинграда к жителям блокадного Ленинграда предпринимаются уже больше двадцати лет. Первые обращения от членов ветеранских организаций, призывавших принять такое решение, начали поступать волгоградским властям ещё в 90-е годы. В 2006 году с соответствующей инициативой выступил тогдашний губернатор Николай Максюта, а в 2011-м аналогичный законопроект обсуждался в Госдуме. В обоих случаях вопрос о дополнительных льготах замяли под тем предлогом, что выделение жителей военного Сталинграда в отдельную категорию якобы дискриминирует тех детей войны, которые пережили тяжёлые годы Великой Отечественной в других городах. Между тем статус блокадников таких противоречий никогда не порождал, да и в других городах-героях уже есть прецеденты предоставления таких льгот на местном уровне.

«Жители осаждённого Сталинграда так и остаются без статуса ветеранов и соответствующих прав на дополнительные выплаты. К примеру, жители блокадного Ленинграда такой статус имеют давно, а жители осаждённого Севастополя получили его всего полгода назад. Сталинградцы бьются за это уже двадцать лет. И всё безрезультатно. Тут, конечно, вопрос и к волгоградским депутатам Госдумы, которые принимают любые законы, кроме законов о поддержке своих героических земляков», – с нескрываемым укором пишет Telegram-канал «Территория здравого смысла».

Сам статус «дети Сталинграда» в Волгоградской области есть: как пояснили в администрации региона, он предусмотрен принятым в 2015 году областным социальным кодексом и распространяется на граждан, которые находились в Сталинграде с 23 августа 1942 года по 2 февраля 1943-го, будучи несовершеннолетними. Проблема в том, что этот статус остаётся скорее «декоративным». Предусмотренные им льготы не идут ни в какое сравнение с ветеранскими.

Удостоверение «Дети Сталинграда» выдаётся на основании заявления гражданина (его представителя) и комплекта необходимых документов. Дети Сталинграда получают ежемесячную денежную выплату – 426 рублей; ежемесячную денежную выплату на компенсацию 50% на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (назначается индивидуально с учётом фактических расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг); ежегодную денежную выплату на компенсацию 50% стоимости твёрдого топлива и транспортных услуг для его доставки; ежегодную денежную выплату на компенсацию 50% стоимости бытового газа в баллонах, – пояснили в администрации Волгоградской области.

Для сравнения, «полноценные» ветераны могут рассчитывать на значительно более серьёзную поддержку от властей: на уровне региона им полностью компенсируют плату за капремонт и ЖКХ, они освобождены от транспортного налога, при необходимости им предоставляют жильё, и так далее. Возникает вопрос, почему же тогда дети Сталинграда вынуждены довольствоваться откровенно мизерными выплатами? Исправить эту ситуацию пока не удалось ни на областном, ни на федеральном уровне.

Бывший депутат облдумы от КПРФ Михаил Таранцов был одним из тех, кто последовательно отстаивал право детей Сталинграда на дополнительные льготы в региональном парламенте. Но за те годы, что он добивался решения этого вопроса, ему так и не удалось добиться от местных властей какой-либо реакции.

Власть не хочет ни копейки, ни полкопейки дополнительно изыскивать в бюджете того или иного уровня, чтобы предусмотреть льготы и выплаты для этой категории людей. Это крайне цинично и безнравственно: ведь эти люди, находясь в детском возрасте, переживали войну особенно тяжело. Не один год уже поднимается этот вопрос – и КПРФ, которая помогала создавать организацию детей войны, и многими ветеранскими организациями, и тем не менее он до сих пор не решён, – говорит Михаил Таранцов.

Общественник указывает, что в тридцати субъектах РФ на региональном уровне приняты собственные законы о статусе детей войны. Правоприменительная практика по ним – очень разная: где-то у этой категории граждан фактически есть лишь особый статус с минимумом льгот, где-то регионы берут на себя предоставление выплат.

Кому, как не Волгограду-Сталинграду, принимать этот закон? В последние годы пытаются противопоставлять детей Сталинграда и детей войны – мы считаем, что это неправильно. Это две разные категории. По моему личному мнению, дети, которые оказались в пекле Сталинградской битвы, должны иметь более серьёзные меры поддержки. Того, что у них есть сегодня, абсолютно недостаточно. Но и дети войны тоже не должны быть забыты.Михаил Таранцов, общественник, экс-депутат Волгоградской областной Думы от КПРФ

И сами дети Сталинграда, и выступающие в их поддержку общественные активисты настаивают, что лучшим решением в данной ситуации стало бы принятие нового закона на федеральном уровне. Но здесь вступает в игру бюрократия: областная Дума всякий раз ссылается на то, что такой правовой акт следует перенаправить на рассмотрение в государственный парламент, а Госдума в ответ спускает проект обратно в регион, и так продолжается до бесконечности. Совсем недавно КПРФ вновь выступила с инициативой узаконить статус детей военного Сталинграда в Госдуме – и снова получила отказ ещё на стадии обсуждения в профильном комитете.

Сторонники принятия закона надеются, что в этом году положение дел изменится. Их ободряет решение о присвоении особого статуса жителям осаждённого Севастополя. Резонансная встреча спикера Госдумы Вячеслава Володина с 90-летней пенсионеркой из Саратова, которая во время Великой Отечественной была подростком и укорила председателя парламента за невнимание государства к детям войны, также наводит на мысль о том, что ситуация может сдвинуться с мёртвой точки.

В этом году будет круглая дата, вполне подходящая для принятия этого закона: 22 июня, 80-летие со дня начала Великой Отечественной войны. Думаю, очень уместно было бы сделать шаг навстречу детям военного Сталинграда, вслед за блокадниками и жителями осаждённого Севастополя, – полагает Михаил Таранцов.

Однако эксперты-политологи скептически оценивают возможность реального принятия соответствующего закона в этом году. По их мнению, окончательное решение всё равно останется за областными чиновниками, которые много лет успешно пользуются стандартной отговоркой об отсутствии в казне денег на дополнительные выплаты. Бюрократы и на федеральном, и на региональном уровне откровенно игнорируют историческое наследие Сталинграда.

— Это пренебрежение к исторической памяти заметно даже по менее важным вопросам. А ввиду неэффективной бюджетной политики денег на дополнительные выплаты в бюджете нет, – отмечает политолог Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агентства «NPR Group».

По словам Дмитрия Фетисова, областные чиновники, которые так и не научились сводить дебет с кредитом, будут «упираться руками и ногами», чтобы многострадальный законопроект так никогда и не был принят. Депутаты, представляющие регион в Госдуме, тоже пока не пошевелили и пальцем, чтобы отыскать в казне сравнительно скромную сумму на поддержку «детей Сталинграда», которых с каждым годом остаётся всё меньше. Вряд ли ситуацию изменит даже 80-летняя годовщина начала Великой Отечественной войны – разве что случится какой-нибудь особенно громкий скандал, который наконец-то заставит чиновников пересмотреть свою позицию.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх