На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

novostivolgograda

237 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Погодин
    уже не удивляемся ,ждем ещё полеты на небеса! Кто следующий !Разбившийся в Ирк...
  • Leonid PlиGin
    И какие военные конфликты предполагаются в Волгограде?Священников научи...
  • Поля Русс
    Молодцы!дорогие наши Воины!Удачи и сил Вам!Карта боевых дейс...

Погода нелётная: почему волгоградцы стали больше платить за авиабилеты

2019 год запомнится волгоградцам ростом цен на авиабилеты. Тенденция к увеличению стоимости перелётов как внутри России, так и за рубеж наблюдается по всей стране. Не далее как в начале августа в очередной раз выросли цены на полёты за границу: отдых на иностранных курортах, как назло, стал менее доступным для волгоградских путешественников аккурат под конец сезона отпусков. Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила выяснить, какие факторы формируют стоимость авиабилетов, почему перелёты внутри России и за её пределы продолжают дорожать и ощутят ли волгоградцы на собственных кошельках последствия самоуправства топливозаправочных компаний, которые не согласовывают свои тарифы с антимонопольной службой. Как собирают тарифный конструктор Ещё в конце прошлого года экономисты предупреждали, что для российского рынка авиационных перевозок наступили сложные времена. Спрос на билеты падает из-за многолетнего снижения реальных доходов населения, цены на топливо ползут вверх, курс рубля не радует, — всё это негативно отразилось на доходах авиакомпаний. В таких условиях перевозчики, которые в 2018 году ещё позволяли себе снижать цены, вынуждены возмещать финансовые потери за счёт потребителей. Авиакомпании, в том числе крупные, страдают от низкого пассажиропотока и высоких расценок на керосин — и если вторую проблему можно решить за счёт субсидий от государства, то первая пока что только усугубляется. Простые волгоградцы, чьи доходы снижаются даже более ощутимо, чем у жителей других городов России, признают, что авиабилеты обходятся им дорого. Даже в те города, с которыми у Волгограда есть прямое воздушное сообщение, летать порой весьма накладно. Например, прямой перелёт в Краснодар и обратно эконом-классом обойдётся волгоградцу сравнительно дёшево (по данным различных сервисов, от 1,2 тысячи до 6,2 тысячи рублей на человека) — но рейсы туда отправляются лишь три раза в неделю. Тем путешественникам, которые не могут изменить график поездки, приходится лететь с пересадкой в Москве, делая огромный крюк и доплачивая сумму, сравнимую с ценой прямого перелёта. И тем не менее цены на авиабилеты в Волгограде — сравнительно щадящие по сравнению с другими городами юга России. По данным сервиса SkyScanner, билеты самой низшей ценовой категории (один пассажир, эконом-класс) в Москву, Санкт-Петербург, Краснодар и даже Владивосток обойдутся жителю Волгограда дешевле, чем ростовчанину или саратовцу. По словам экономистов, практика формирования цены на авиабилет универсальна. Стоимость перелёта для пассажира складывается из себестоимости рейса и наценки, которая образует прибыль компании-перевозчика. Себестоимость состоит из ряда расходов: на топливо (25-30% от суммы), обслуживание пассажиров и самолёта (примерно по 20% по каждой из категорий), лизинг и амортизацию (около 10%), оплату различных сборов и комиссий (приблизительно 10%) и административные траты (5%). При этом цена билета для конечного потребителя может существенно варьироваться даже в течение одного дня из-за гибкой системы наценок. «Тарифный конструктор» собирается по сложным алгоритмам с использованием компьютеров. — Себестоимость авиакомпании, естественно, стремятся сократить, а наценку, наоборот, максимизировать. На помощь им в этом приходят сложные компьютерные системы. Для рядовых граждан наибольший интерес,конечно же, представляют те системы, которые отвечают за анализ спроса на тот или иной рейс, потому что именно от их работы и зависит предлагаемая наценка авиабилета, — объясняет Антон Быков, главный аналитик ЦАФТ («Центр аналитики и финансовых технологий»). — Не вдаваясь в технические подробности, можно выделить несколько ключевых принципов, на которых выстраивается их работа. Их понимание может помочь сэкономить на перелётах. Первый, как ни странно, — это нежелание людей планировать свою жизнь: статистика говорит, что до 80% всех билетов покупается за одну-две недели до рейса. Второй — это так называемый тарифный нестинг, который позволяет авиаперевозчику в рамках одного самолёта создать настоящую россыпь групп и классов авиабилетов для дальнейшей манипуляции ценами. И третий — это сезонность направлений, из-за которой наценки могут отличаться в разы. Иными словами, стоимость авиабилета во многом определяется временем его покупки (обычно чем раньше — тем дешевле, но не всегда), временем запланированного перелёта (зима — традиционно «низкий сезон», летом перевозчики восполняют недополученную прибыль за счёт высокого спроса и повышенных цен) и «классностью» условий путешествия. К последней категории, например, относятся расходы на размещение багажа, оплата дополнительных услуг вроде выбора места и так далее. При этом билеты «выбрасываются» в продажу партиями. — Начинается всё с пробного размещения билетов на авиарейс, это может быть и за один месяц до вылета, и за полгода, в зависимости от регулярности, востребованности и других факторов. Здесь могут выставляться достаточно дешёвые билеты, потому что авиакомпании заинтересованы в том, чтобы на раннем этапе продаж получить авансовое финансирование рейса не за свой счёт, а за счёт клиентов. К тому же это позволяет более точно оценить текущий и спрогнозировать будущий спрос. Если спрос высокий, то начинают предлагаться более дорогие варианты авиабилетов, а те, что подешевле, придерживают на будущее. И наоборот, при низком спросе предлагаются билеты побюджетнее, с применением акций и других маркетинговых уловок. Всё это происходит почти в автоматическом режиме, что позволяет достаточно быстро реагировать на изменения и подстраивать ценовую политику, — говорит Антон Быков. — По мере наполнения салона самолёта всё активнее начинает работать первый принцип, а это значит, что чем меньше времени до дня вылета остаётся, тем лояльнее к более высоким ценам становятся граждане. Поэтому примерно за три недели до рейса авиакомпании начинают ежедневно поднимать цены на все тарифы, максимизируя свою прибыль. «Тонкая настройка» цен с учётом спроса, маркетинговые приёмы и стремление получить максимум прибыли — совершенно обычные и нормальные составляющие любого бизнеса, в том числе и в сфере авиаперевозок. Проблема в том, что авиакомпании ищут способ одновременно компенсировать свои издержки (которые растут) и сохранить спрос со стороны потребителей (который сокращается из-за низких доходов населения). Оказавшись меж двух огней, перевозчики вынуждены мало-помалу повышать тарифы, и главный фактор, который этому способствует, — подорожание топлива. Дело пахнет керосином Цены на авиационное топливо — критически важная, хотя и далеко не единственная составляющая, которая влияет на конечную стоимость авиабилетов. По оценкам экономистов, компенсация расходов на заправку может составлять от четверти до трети той суммы, которую каждый пассажир тратит за один перелёт. Было бы не вполне верно говорить, что это самый главный фактор ценообразования, но на стоимость билетов он влияет очень существенно. — С топливом ситуация особенно сложная, потому что за последние несколько лет его цена в России выросла на 50%. Однако при этом из-за крайне сложной ситуации с доходами россиян авиакомпании не могут в полной мере перенести это удорожание в цены на билеты. Отчасти и поэтому мы видим постепенное ухудшение финансовых результатов отечественных авиаперевозчиков, — указывает финансовый аналитик Антон Быков. О сложившейся ситуации прекрасно известно органам власти: президент Владимир Путин ещё в сентябре прошлого года поручил правительству к 1 марта 2019-го разработать предложения по единовременной компенсации расходов авиаперевозчиков, связанных с подорожанием топлива. Можно ожидать, что государство и дальше продолжит поддерживать отрасль, помогая авиакомпаниям возмещать потерянные средства, но вечной эта помощь не будет. Пока что авиакомпании не рискуют перекладывать на россиян свои возросшие расходы на оплату топлива для самолётов, но экономисты предупреждают, что в какой-то момент им придётся это сделать. Если цены на заправку воздушных судов продолжат расти, российскую отрасль гражданских авиаперевозок может ждать полномасштабный кризис. Повышение тарифов в конце концов вынудит перевозчиков ещё сильнее поднять цены на билеты, а это закономерно повлияет на спрос, что приведёт к снижению прибыли. Все игроки рынка ощутят результат такого развития событий на собственных кошельках. Впрочем, в интересах государственных ведомств — не допускать возникновения подобных ситуаций. Именно поэтому компании, который занимаются заправкой самолётов, должны согласовывать свои тарифы с Федеральной антимонопольной службой. Правда, как оказалось, далеко не все они действительно соблюдают соответствующее требование. Совсем недавно стало известно, что ТЗК «Волга», работающая в Международном аэропорту Волгограда, устанавливала цены на топливообеспечение самостоятельно, без участия ФАС. Представители антимонопольного органа считают, что компания могла искусственно завысить тариф — а это значит, что авиакомпании, в свою очередь, могли увеличить цены на билеты. Нами уже возбуждено дело по признакам нарушения Закона «О защите конкуренции» в отношении ООО «ТЗК Волга», осуществляющего заправку самолётов в нашем аэропорту. В его действиях мы усматриваем нарушение установленного порядка ценообразования.Роман Лучников, руководитель Управления ФАС по Волгоградской областиhttps://novostivolgograda.ru/news/society/15-08-2019/ot-rybnoy-epopei-do-google-volgogradskoe-ufas-rasskazalo-o-glavnyh-delah-za-polgoda В региональном УФАС нашему корреспонденту подтвердили, что ведомство допускает возможность взаимосвязи между самостоятельным выбором цен со стороны ТЗК «Волга» и ростом стоимости авиабилетов. Тем не менее пока что рано делать какие-либо утверждения. Окончательно определить, сказалось ли «тарифное самоуправство» на расходах волгоградских путешественников, можно будет только по итогам рассмотрения дела. — Скорее всего, эта ситуация косвенно влияет на стоимость авиабилетов, хотя мы не можем однозначно сказать, насколько сильно это влияние. Авиакомпании платят за заправку в соответствии с договорами и эту цену, в том числе, закладывают в стоимость билета. Тарифы на заправку самолётов авиационным топливом регулируются Федеральной антимонопольной службой. Регулятор оценивает, какая валовая выручка должна быть у компании, какие расходы она несёт, и на основании этой информации формирует справедливый тариф. В случае с ТЗК «Волга» организация сама установила ту цену, за которую она оказывала свои услуги, — пояснила Анастасия Дьякова, специалист отдела экономического анализа Волгоградского УФАС. — В настоящий момент обстоятельства этой ситуации выясняются, первое рассмотрение дела в Волгоградском УФАС назначено на 3 сентября. У компании есть своя позиция — что она не обязана была согласовывать стоимость услуг по обеспечению заправки. Мы придерживаемся противоположной точки зрения. В волгоградском аэропорту от ситуации вокруг ТЗК «Волга» полностью открестились. На запрос «НовостиВолгограда.ру» первый заместитель гендиректора ПАО «Международный аэропорт Волгоград» Владимир Деккер ответил, что воздушная гавань не контролирует деятельность компаний, осуществляющих заправку самолётов топливом на её территории, не участвует в формировании цен на топливообеспечение и не будет участвовать в рассмотрении дела в отношении ТЗК «Волга». — Поскольку аэропорт является оператором аэродрома, а не организацией, устанавливающей тарифы на авиатопливообеспечение, не представляется возможным ответить на вопрос о том, влияет ли стоимость заправки воздушных судов на конечную цену авиабилетов, которую устанавливают компании-перевозчики, — сообщил Владимир Деккер. Редакция «НовостиВолгограда.ру» направила запросы нескольким крупным российским авиакомпаниям, попросив поделиться информацией о факторах ценообразования и о том, какое влияние цены на топливо оказывают на итоговую стоимость авиабилетов. После получения ответов мы опубликуем их отдельно. Гудбай, Америка. Привет, Сургут Если цены на авиабилеты внутри страны держатся примерно на одном и том же уровне, то стоимость перелётов за рубеж в последнее время стабильно растёт. Пару недель назад, 7 августа, авиабилеты за пределы России единовременно выросли в цене на 2%. Это было связано с резолюцией Международной ассоциации воздушного транспорта, повысившей курсы валют, по которым рассчитывается стоимость полётов. До 7 августа цены на международные авиабилеты формировались исходя из курса в 71 рубль за евро. После вступления изменений в силу этот показатель изменился на полтора рубля и достиг 72,5 рубля за евро. Несложно подсчитать, что условный билет стоимостью в 100 евро теперь стал дороже на 150 рублей, стоимостью в 500 евро — на 750 рублей, и так далее. Путешественники, отправляющиеся в Турцию, Чехию или Грецию, могут практически не заметить повышения цен, а вот тех волгоградцев, которые собираются в командировку или отпуск за океан, ожидает сильное разочарование. Чем длительнее перелёт, тем ощутимее будет потеря в деньгах. — Разницу заметят те, кто покупает авиабилет на дальнемагистральные рейсы. Например, в США или Юго-Восточную Азию, — сообщила Анастасия Москвина, специалист по связям с общественностью сервиса путешествий «Туту.ру». Впрочем, прямых рейсов из Волгограда в США или Таиланд на данный момент всё равно нет. Жители города-героя лишились даже возможности без пересадок слетать в Армению: сейчас вся доступная им заграница (в плане прямого авиасообщения) исчерпывается Турцией, Тунисом, Грецией и Дубаем. В Турцию и Тунис летают только чартеры, а рейсы в Дубай, по данным туроператоров, временно приостановлены. Тех, кто с нетерпением ждёт, когда же из Волгограда можно будет напрямую отправиться в Париж или Нью-Йорк, вряд ли утешит, что в следующем году из городского аэропорта начнут летать самолёты в Сургут и Уфу. Специалисты в туристической сфере указывают, что даже традиционные зарубежные направления (за возможным исключением Турции) в последнее время становятся менее востребованными среди волгоградских путешественников. Отчасти, вероятно, это связано с ростом цен на авиабилеты. Августовское подорожание международных авиабилетов оказалось довольно заметным, но экономисты говорят, что оно не является исключительным случаем. На самом деле цены на перелёты за рубеж изменяются регулярно. Стоимость авиабилетов за пределы России сильно зависит от колебаний курса национальной валюты: если рубль продолжит слабеть, полёты за границу будут дорожать всё сильнее, и наоборот. Цены на билеты демонстрируют тенденцию к росту уже не первую неделю, просто сейчас они подскочили сильнее, чем раньше. Курс рубля — важная составляющая в трансграничных авиаперелётах, так как его изменения напрямую отражаются на себестоимости рейса. Поэтому по международным направлениям принято каждую неделю, в ночь со вторника на среду, производить перерасчёт на основе официального курса страны. Так что не стоит удивляться тому, что после падения курса российской валюты к доллару США на 3-4% с начала августа подросли и цены на международные рейсы.Антон Быков, главный аналитик ЦАФТ (Центра аналитики и финансовых технологий) По словам специалистов, цены на международные авиаперелёты продолжат расти до конца года в связи с общей экономической картиной и падением курса рубля к доллару и евро. На внутренних направлениях ситуация немного иная — здесь достаточно существенную роль играют государственные структуры, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы перелёты по России стали окончательно недоступны большинству населения. Количество россиян, формирующих платёжеспособный спрос на авиабилеты, и так не слишком велико, поэтому авиакомпании вряд ли пойдут на крайние меры даже в условиях падения прибыли. С высокой вероятностью стоимость перелётов между городами России будет держаться примерно на одном и том же уровне в течение второго полугодия, если не произойдёт резкого роста цен на авиатопливо. — Общей тенденцией как для России, так и для всего мира является постепенное снижение объёма авиаперевозок. Сказывается замедление темпов роста мировой экономики и сокращение экономической активности России со странами дальнего зарубежья в пользу увеличения активности со странами СНГ, — объясняет финансовый аналитик Антон Быков. — При этом на внутреннем рынке авиаперевозок ситуация неоднозначная, потому что при общем замедлении отдельные компании, напротив, демонстрируют положительную динамику, увеличивая и показатели в операционной деятельности, и одновременно с этим расширяя парк самолётов. Так что можно говорить о качественных изменениях российского рынка, которые, пожалуй, являются вынужденными из-за роста конкуренции. Эксперты сходятся во мнении, что авиаперелёты в ближайшее время не станут дешевле для волгоградцев. В то же время подорожание билетов не должно превысить того «болевого порога», за пределами которого воздушные путешествия стали бы недоступными. Цены на полёты внутри России и за рубеж сильно зависят от множества переменных, поэтому даже опытные специалисты делают свои прогнозы с осторожностью. Тем не менее очевидно, что стоимость авиабилетов в значительной мере отражает общее состояние российской экономики — и пока та пребывает в стагнации, особых положительных изменений ждать не приходится. Если существующие тенденции усугубятся, волгоградским путешественникам о полётах в другие города останется только мечтать — в полном соответствии со знаменитой надписью в городском аэропорту.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх